KazFranch | Вопросы журналиста Антона Морозова
733
post-template-default,single,single-post,postid-733,single-format-standard,eltd-cpt-1.0,tribe-no-js,ajax_fade,page_not_loaded,,moose-ver-1.9,vertical_menu_enabled, vertical_menu_hidden vertical_menu_hidden_with_icons vertical_menu_hidden_with_logo, vertical_menu_left, vertical_menu_width_290, vertical_menu_with_floating,smooth_scroll,side_menu_slide_from_right,blog_installed,wpb-js-composer js-comp-ver-5.4.5,vc_responsive
 

Вопросы журналиста Антона Морозова

Возьмем новости франчайзинга: российские бренды Carlo Pazolini, Kira Plastinina и Centro уходят с украинского рынка; сеть супермаркетов SPAR закрывает все свои точки в Бурятии;  «Техносила» купила контрольный пакет акций «Эльдорадо»; российское интернет-издание The Village запускает франшизу для продажи в крупных городах. География, в основном, европейская. А про Казахстан ни слова. Неужели у нас с франчайзингом все настолько печально?

Конечно же, уровень информационных поводов России и Казахстана не сравнить. И Россия сегодня один из мировых центров развития франчайзинга.  Поэтом неудивительно, что какие то события постоянно происходят в России. Но тем не менее, у нас тоже есть информационные поводы. И сказать что у нас ничего происходит, нельзя. Например вот ряд информационных поводов этого года:

  • Приход Макдональдс;
  • Создание франчайзинговой программы кредитования Даму;
  • Подписание меморандумов с Кызылординской и Актюбинской области;
  • Возможный выход

А также ряд местных новостей как например выход франшизы сетей Сункар в Россию, запуск франшизы казахстанского бренда Сереброф, открытие дополнительных точек сети Мимиорики, прохождение выставки и форума впервые в Астане в рамках форума СВМДа и многое другое.

Другое дело, что СМИ не так часто освещают их. Но это дело выбора редакции

Мы привыкли, что франшиза это «Coca Cola», «Carrefour», «Магнум» и прочие гиганты. А есть ли франшизы не для миллиардеров? Можно конкретный кейс?

Конечно. Да, как правильно замечено, сегодня франчайзинг ассоциируется с бизнесом миллиардеров. Сами сети стали  крупнейшими предприятиями с миллиардными  оборотами. А ряд из них входит в листинг Нью Йоркской  фондовой биржи.

И неудивительно, что и в Казахстане, как и в России  известными международными франчайзинговыми  брендами оперируют крупные компании – операторы, в пакете которых, как правило, много и других брендов.

Но по своей философии  и структуре франчайзинг является бизнесом малых предпринимателей.   Крупные компании управляют сетью из мелких магазинов. А в большинстве своем  сектор представлен именно малыми и средними предпринимателями.  И даже превращаясь в большую корпорацию, они не представлять из себя   сетью  небольших торговых точек.

В частности наши члены и есть такие представители взять любой из них. Это не крупные сети. Например бренд Ред Драгон. Перекус центр, Пчелкин, Жас Кеменгер, Сереброф, Айкуне – это не крупные компании.

Из чего складывается стоимость франшизы?

Каждая франшиза индивидуальна. Стоимость франшиз  разнятся и по секторам.

Стоимость франшизы складывается из нескольких составляющих:

  • Стоимость поставок, компонентов, товара ;
  • Стоимость оборудования;
  • Паушального взноса.

Паушальный взнос – это  плата за лицензию. Цена за разрешение работать с данным брендом на какой территории.

Другими словами – стоимость аренды товарного знака.

Конечно, это расходы, которые вычитаются из стоимости основного инвестирования.  А в стоимость открытия точки, помимо платы за бренд,  входят и другие расходы, как например  аренда, зарплата, транспорт и многое другое.

Во взаимные платежи могут входить и другие платежи:

  • Роялти;
  • Маркетинговые взносы;
  • Плата за тренинг и обучения;
  • Плата за использование программных продуктов и т.д.

Это примерные классические схемы. Но в реальности  сегодня много различных схем, из которых складывается франшиза.

Базовая стоимость франшизы – это все таки торговая марка и НМА ( нематериальные активы- товарный знак, ноухау,  гудвил, технологии, патенты и т.д).

Во сколько обходится открытие бизнеса в целом?

Опять же, каждый бизнес индивидуален. Есть бизнес и в 10 000 у.е. а есть и в более чем миллион. Все зависит от уровня инвестиций.

Возьмем к примеру открытие ресторана по франшизе.

Стоимость паушального взноса – 40 000 у.е. ( условно).

Роялти – 10 %

Стоимость оборудования – 50 000 у.е. (усредненный вариант, ведь можно взять и дешевле  и дороже)

Стоимость аренды недвижимости – 3 000 у.е. ( опять же, в зависимости от вида бизнеса и расположения)

К этому прибавить налоги, зарплату, транспорт и другие расходы, то получится за год предприниматель должен вложить около 200 000 у.е..

Если же речь идет о небольшой гамбургерной или пиццерии, то расходы ниже.

А если говорить  о франшизах, к примеру, образования, то там стоимость ниже. Как и в сервисных франшизах. Платится паушальный взнос (обычно небольшой – 5-10 000 у.е.), ежемесячные роялти (6-10%) , и расходы на содержание офиса и зарплату. В итоге предприниматель стоимость может уложиться в 15 – 20 000 у.е.

Есть франшизы и без паушального взноса, или наоборот без роялти.

Все зависит от политики обладателя бренда.

Издание Entrepreneur опубликовало 500 лучших франшиз на 2016 год, которые показали хорошие результаты. Какие сегменты франчайзи-бизнеса сейчас наиболее перспективны в нашей стране? Насколько они соответствуют экономическим планам государства?

В нашей стране, впрочем, как и в мире, популярны такие сегменты франшиз, как  фаст фуд, фейшн, ритейл, инновации,  а также – набирающий оборот сегодня – сегмент детских товаров и услуг.

Не все из них — подпадают в приоритетные отрасли Дорожной  карты развития бизнеса  государства.

По моему личному мнению, франчайзинг целиком должен быть в Дорожной Карте. Потому что франчайзинг  сам по себе стратегический сектор. Франчайзинг – прозрачный бизнес, с повышенным требованием к стандартам,  усиливающим взаимодействие между регионами и  приоритетен для экономики. И конечно, для франчайзингового сектора было бы выгодным включение в приоритетность Дорожной Карты бизнеса.

Каковы особенности развития франчайзинга в Казахстане?

Основной особенностью казахстанского рынка франчайзинга  является сублицензионность сектора. Мировые франчайзинговые бренды приходят в Казахстан через третьи страны.  В частности  это Турция или Россия, бывает даже через арабские страны. В большинстве своем франчайзинговый трафик  идет через Россию.  Это конечно в первую очередь связано с георграфическими особенностями нашей страны и плотностью населения.

Немного геоэкономики. Мы находимся между Россией и Китаем. Наше местоположение как-то сказывается на рынке франчайзинга?

Эти два вопроса можно объединить. Основная особенность – это география.  Да, мы находимся между крупными игроками. А это оказывает свою роль. Также, как я и говорил, у нас низкая плотность населения  и  большие расстояния, что тоже влияет на рынок.

Государство и франчайзинг – каковы их взаимоотношения? Что бизнесмены ждут от государства больше: помощи или невмешательства?

Не все страны активно поддерживают франчайзинг. Конечно, поддержка франчайзинга идет через стимулирование МСБ как таковой. Но страны с развитым франчайзинговым сектором являются и лидерами в мировой экономике. Как, например, США, Япония, Китай, Франция. В этих странах франчайзингу уделяется большое внимание. Также и в Казахстане государство начинает понимать важность франчайзинга для МСБ.  Есть программа кредитования франчайзинга Даму. Есть даже закон о франчайзинге, где достаточно структурированно прописываются основные  правовые дефиниции комплекса предпринимательской лицензии ( согласно закону).

Но Закон о франчайзинге присутствует не во всех странах. Он гармонично описывается и другими законами. И дело даже не в нем. А в преференциях, а вернее – в программах. Наиболее широкий спектр поддержки франчайзинга присутствует в США. Это и возможность финансирования франчайзинга  пенсионной программой 401(k), поддержка через фонды развития, ветеранскими организациями и многими другими.

Но если анализировать другие страны, где  нет такой мощной поддержки, то заметно, что влияние государства на развитие сектора очень важно. Поэтому хочу заметить, что среди стран СНГ в Казахстане достаточно большое внимание уделяется вопросам развития франчайзинга.

За рубежом принято развивать бизнес по франшизе в таких отраслях, как b2b-услуги и ЖКХ. А почему этого нет у нас?

Би то би постепенно развивается, но ЖКХ – пока не очень развитый сектор в франчайзинговом отношении.  ЖКХ франшизы только начинают развитие в России. А мы, так или иначе,  ориентированы на рынок РФ, поэтому развитие этих франшиз стоит ждать в ближайшее время.  Сам рынок ЖКх у нас настолько проблемный, что  трудно говорить вообще о ГЧП, не то, чтобы говорить о франшизе. Но этот сектор требует отработанных технологий и прихода франшиз и думаю в этом году будет прорыв.

Допустим, обычный казахстанец непосильным трудом нажил $10 000 и он готов рискнуть, открыв свое дело. С чего ему начать? Куда двигаться?

  1. Определиться с сегментом.
  2. Рассчитать бизнес модель
  3. Рассчитать бюджет. С таким бюджетом возможно придется брать дополнительное финансирование.
  4. Найти франшизы, которые не требуют больших инвестиций
  5. Изучить франшизы на предмет уместности бизнеса к данной территории.
  6. Просмотреть историю ( банкротства, этика ведения бизнеса и т.д.)
  7. Посмотреть условия франчайзингового договора

Универсальных рецептов не бывает, но хочется заметить, что франшиза – не магия, и везде нужно досконально изучить предмет и уделять много внимания развитию бизнеса ( то есть много работать)

  1. Купить франшизу
  2. Зарегистрировать интеллектуальные права в Минюсте и в доменном пространстве
  3. Обратиться в ассоциацию франчайзинга и стать членом;

Предполагает ли покупка франшизы какие-либо рекомендации по набору/управлению персоналом?

Да, это базовый принцип франшизы, который заключен в ключевом инструменте  франшизы — фрачнайзинговом пакете.

Помимо этого в пакете могут быть куча и других инструкций и тренингов.

Каким  вы видите будущее франчайзинга в Казахстане?

В целом – позитивно. Сектор франчайзинга пока не заполнен. Крупные игроки только прибывают. И следующий этап – рост казахстанского франчайзинга на основе национальных брендов.

На франчайзинг будет оказывать влияние макро и микроэкономика.

Ситуация у соседей и в самой стране. И конечно – цены на нефть и курс национальной валюты. И конечно – выполнение стратегических программ по развитию экономики.  От чего исходят и другие факторы как  уровень потребления и  покупательская способность.

НО в целом, сектор франчайзинга развивается достаточно интенсивно. И верю в позитивное развитие сектора.

Автор: admin
Без комментариев

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.