Адрес: ул. Абая, 52в, офис 709
Телефон: +7 (777) 099-93-17
kazfranch(@)gmail.com

1. Можете ли Вы оценить - сколько из франчайзинговых проектов было реализовано успешно на казахстанском рынке с 1994 года, а сколько так и не прижилось? Почему? 

С небольшой статистической погрешностью можно говорить о 5-7% банкротств. Нельзя забывать, что это период роста, и рынок не насыщен, поэтому этот период не будет сопровождаться большими банкротствами. Причины банкротств разные, но в первую очередь – это неправильный предварительный анализ рынка, продаваемой франшизы,  ошибки в выстраивании политики сетей, большие ожидания от незнакомого рынку бренда, заложенная франчайзером и франчайзи высокая маржинальная стоимость товаров и услуг.

2. Франчайзинговые проекты из каких отрасли экономики наиболее успешны для казахстанского рынка – пищевка, медицина, издательство и др? Какие отрасли являются проблемными?

Пока на данный момент наибольшим спросом пользуются ритейл, фаст-фуд, медицина, туризм, образование, медиа. В этом мы не отличаемся от мирового рынка.  Производственный франчайзинг, при котором импортируется технология, а не сам товар – пока у нас слабо развивается. Для экономики наиболее прибыльными являются проекты с возможностью создания высокой добавленной стоимости. Проблемы есть в любой нише. Основная проблема, зависимость от логистики, от поставок из за пределов ТС. В пищевой промышленности, гармонизация стандартов HACCP и т.д.

 3. Бизнес, каких стран наиболее удобен для казахстанских компаний под франчайзинг (Америка, Германия, Италия, Китай и др)? Почему?

80% мировых супербрендов франчайзинга принадлежат США,  американские франшизы наиболее раскрученные и хорошо адаптационные. Также, следует заметить, что американские франшизы часто имеют большую историю, опыт выживания в условиях кризиса, а значит более устойчивые.

Российские франшизы удобны для адапации в Казахстане в силу схожести менталитета.

Европейские франшизы в области модной одежды легко дублировать, если это ритейл. Но в целом, важна не страна, а успешность и опыт франшизы. 

 

4. Согласно прогнозу Союза франчайзинга KZ в 2012 году оборот в секторе франчайзинга составит 1 млрд долларов. Ваш прогноз по 2013 году – на сколько % стоит ожидать роста оборота?

Сегодня мы наблюдаем небольшую стагнацию, в силу перегруппировки многих франшиз. Согласно моему анализу в 2012 году оборот был 2 млрд долларов. Многое зависит от ТС, от возможности импортировать составляющие, от логистики. Пока рынок на стадии ожидании. Но благодаря внутритаможенной миграции в среднем рынок вырастет на 15%  в этом году. 


5. Как Вы думаете, какие ошибки допускают казахстанские бизнесмены, когда запускают проект по франчайзингу?

В первую очередь – условия договора. Порой договора просто кабальные. Второе, франчайзинговый бизнес очень трудно развивать за счет кредитов с высокой ставкой. Нужно учитывать, что франчайзи платит роялти, паушальный взнос, какие то дополнительные платежи в фонд франчайзера, у него цена может быть выше. Чем у конкурентов. 

Выбор франшизы. Франчайзинг – не волшебная палочка, все франшизы не могут быть априори успешными на нашем рынке. Многие франшизы создаются специально под продажу, и очень важно смотреть историю развития компании. Всю подноготную бизнеса. В США это обязательное условие при франчайзинговых договорах. Там франчайзер согласно закону обязан предоставить все истории банкротства, долги, и прочие вещи, которые могут отпугнуть покупателя.

  Многие пункты желательно заранее обговорить с партнером.

Чаще всего покупатели франшизы действуют эмоционально, ориентируясь на бренд. А не на технологию, не удосуживаясь провести хотя бы небольшой маркетинговый анализ рынка.


6. Ваши прогнозы – какие проекты могут быть интересны казахстанским предпринимателям во время выставки, которая пройдет в Нью Йорке? Какой новый опыт они смогут применить в нашей стране?

 Нью - Йоркская выставка – крупнейшее мероприятие в области франчайзинга, одно из ключевых, определяющих тренды во всем мире - мероприятий. Мы сейчас не гонимся за крупными брендами. Мы пытаемся создать пул маленьких. Социальноориентиированных франшиз дял малого бизнес входной тсоимостью в 3- 7 000  долларов США. Сегодня для рынка Казахстана это очень востреболванные франшизы. Да и вобщем то фундамент франчайзингового сектора- это малые франшизы. А США является лидером в области малых франшиз.


7. Можете ли Вы оценить примерный объем инвестиций, требуемый для запуска франчайзингового проекта в Казахстане? Можете ли привести кейс одного из франчайзинговых проектов?
Цены разные, от 4000 долларов ( франшиза одной точки объявлений) до 12 миллионов ( ритейл мини маркетов)

В среднем  это 80 000 у.е. Все зависит от точки, вида бизнес и т.д. Франшизы в области услуг не такие дорогие. Например франшиза бухгалтерских услуг. 50 000 у.е.

А франшизы ритейла и фад фуст – высокие, от 200 000 у.е. и выше.

8. Насколько эффективна государственная программа по развитию франчайзинга в части безвозвратной дотации 30% стоимости проекта? Может необходимо внести изменения в программу, чтобы сделать ее более мобильной и эффективной?

Самое главное – кредитование стартапа, без бюрократических проволочек. На данном этапе программа нормальна. Теперь важно, чтобы она реализовалось, и тогда через 2 года мы можем говорить о каких то изменениях.

9. Какие меры, на Ваш взгляд, со стороны государства необходимо еще предпринимать для поддержки развития франчайзинга в Казахстане?

Поддержка социальных франшиз. Этот тренд сегодня набирает силу в мире. Кредитование предприятий, где созданы рабочие места для социально уязвимого населения. Со стороны Минтруда- внедрение программ занятости, с упором на развитие франчайзинговых малых проектов.

 

Опять же, дополнительные формы кредитования на льготных условиях франшиз. Социально важных для экономики страны.

 

Вопросы lsm.kz

2014 г.