Адрес: ул. Абая, 52в, офис 709
Телефон: +7 (777) 099-93-17
kazfranch(@)gmail.com

 

 

1.      В Казахстане в сфере производственного франчайзинга задействовано лишь 2% от общего числа франчайзинговых предприятий. Как по-вашему, это хорошо или плохо? Нужно ли увеличивать этот показатель?

2.      Цифра в 2 % мне знакома, кажется  я ее озвучивал более 10 лет назад, когда готовил к печати свою первую книгу по франчайзингу.  Но сегодня, я бы изменил подход к этой цифре. Изменилось время. Изменилась структура экономики и бизнеса, и вообще – отношение к производственному франчайзингу.  Структура производственного франчайзинга  внешне может напоминать и дистрибьютивно- торговый по формату. Например. Кока кола- казалось бы это производственный франчайзинг. Но учитывая секретность формулы, то не получая полной технологии это получается торгово-дистрибутивно франчайзинг. Классический пример производственного франчайзинга в Казахстане была модель американской франшизы по производству мраморных изделий – Тиффани Марбл. Это карагандинский франчайзи ,который запустил свою франшизу в начале нулевых. Конечно, производственный франчайзинг когда то считался наиболее выгодным для экономики видом франчайзинга: в процессе передачи франшизы франчайзи получает технологию производства товара, а не сам товар. Не менее выгоден остается он и сегодня. Но в мире все так изменилось. Мы видим каждый год технологичную революцию, время открытых технологий, мультинациональности, постиндустриальный период, что в целом производственный франчайзинг меняет тоже свои контуры.

Если же говорить о полезности для экономики, то я считаю, что конечно, трансфер технологи выгоден для  создания товара  с так называемой добавленной стоимостью. Но и другие виды франчайзинговые сегменты,  как например – сервисные, образовательные, деловоформатные – не менее выгодны для экономики.

 

3.      Вы как-то отметили, что 2017 год ожидается пиковым по росту франчайзинга в Казахстане. С чем это связано?

Тут несколько аспектов:

·         В кризис как правило активизируется число франчайзинговых сделок. Предприниматели, в силу нехватки средств, передают часть управления активов по франчайзинговой системе. Например, те же филиалы. Или, в новые регионы заходят уже через систему франчайзинга, а не через филиалы или представительства. Так было всегда в истории франчайзинга.

·         Сегодня, администрации городов усиливают привлечение франчайзинговых брендов на свои территории.Сторятся новые моллы, которые тоже завозят франшизы ;

·          Создание программы кредитования франчайзинга фондом Даму и усиление банковского сектора в этой области. Это , несомненно, способствует увеличению сектора франчайзинга. Автор книги La Franchise Жильбер Меллинж в своей книги утверждал, что  именно участие банковской системы сделало возможным успешное развитие франчайзинга во Франции. А  Франция сегодня является одним из лидеров франчайзинга в мире;

·         Падение цен на недвижимость и одновременно увеличение предложений по высвободившимся коммерческим  площадям;

·         Интерес инвесторов через мероприятия : Универсиада, Экспо;

·         Интерес предпринимателей к франчайзинговой модели и увеличение популярности франчайзинга среди бизнес сектора так и в масс медиа и социальных сетях;

·         Увеличение франчайзинговых проектов в нетрадиционных отраслях: агросекторе, строительстве, ЖКХ и зоотоварах и ветеринарии. В-третьих, держатели франшиз усилили продвижение в соцсетях и в целом в Глобальной сети;

·         Приход крупных игроков на рынок франчайзинга, возможно из госсектора. Это было интересно и франчайзинг и начинался как передача государственного управления в частные уроки на принципах концессии;

 

 

4.      Какие франшизы популярны в период экономического спада?

Как правило -бюджетные, ориентированные на масс маркет. Здесь нет определенных универсальных правил. Каждый сегмент нужно внимательно изучать. И  нужно подходить индивидуально к к каждому сегменту и бренду. Более успешными будут те франчайзинговые проекты, в которых удастся сохранить одинаково высокое качество производства или предоставления услуг в любых новых точках, независимо от места открытия и доступную цену.

5.      Если поделить рынок на сегменты, какие франшизы наиболее популярны в Казахстане и почему?

Здесь мы не оригинальны. Как и во всем мире наиболее большую нишу занимают торговые франшизы. Если исходить сточки зрения полезности для экономики, то – продажа каких товаров под определенной вывеской. Они не несут технологии. И они удобны дл быстрого хода на рынок. Затем идут ресторанные франшизы. И дальше – услуги. Образование, медицина , медиа. Популярны франшизы, которые предполагают быстрый вход в бизнес, и где  не так трудно описать бизнес модель.

6.      Каково ваше мнение о том, что депутаты предлагают составить список компаний, чьи франшизы правительство могло бы рекомендовать бизнесу?

Я не слышал о такой инициативе. Но активность депутатов меня только радует, хотя  я не слышал о таких инициативах депутатов ранее.

А я работаю на рынке франчайзинга уже 15 лет.

Мы, В рамках нашей ассоциации ( Казахстанская ассоциация франчайзинга  «Казфранч») ведем реестр франчайзинговых предприятий. То есть эта деятельность уже давно ведется. Другое дело, что наш реестр только гарантирует добропорядочность франшизы, но мы не можем рекомендовать. Так как это нарушает принцип конкурентоспособности.

Но в целом, мы заинтересованы в сотрудничестве с депутатами и правительством в развитии франчайзинга Казахстана.  Было бы интересно применить методы франчайзинга у вправлениях крупных монополистов. Очень интересен с точки зрения франчайзингового брендирования – казпочта. А вернее ее отделения. Или Казтелеком.

 

 

 

. ГЧП через франчайзинг имеет большие перспективы.

7.      Каким образом привлечение иностранных франчайзи влияет н местных бизнес? Ведь франшизы увеличивают конкурентоспособность не в лучшую сторону именно для казахстанской отрасли.

Речь идет о т.н.»полезных франшизах». Конечно, мы немного отошли от ранжирования франшиз на полезных и неполезных. Но картина выглядит следующим образом – мы за привлечение качественных франшиз, топовых франшиз мира. Котоыре выступают неким ориентиром для местного предпрнимательтства. Но не за тотальный импорт франшиз. В первую очередь наша ассоциация заинтересована в создании и росте отечественных франшиз. Мы не занимаемся специально импортом франшиз, но крупные бренды приходят на любой рынок, если рынок им интересен. И топовые бренды составляют архитектуру мировых мегаполисов, то есть мы не можем быть в тороне от глобализации. И например, тот же Макдональдс присутствует почти на весм земном шаре. Но вместе с западными брендами, мы заинтересованы в присутстсвии в торговых моллах и отечественных франшиз, а  не только тотальном завозе иностранных брендов.

 

8.      Кажется, что ориентирование на франчайзинг выглядит практически как панацея. Есть ли сегменты, где такая бизнес-модель не будет востребована?

Нет. Конечно же франчайзинг не панацея. Но пользы франчайзинга высока. Это особенно актуально в мировой кризис.  Франчайзинг охватывает много сегментов, и теоретически может охватить любой сегмент. Но конечно же есть много секторов , где франчайзинг не применим. Франчайзинг применим в тех секторов, где есть возможность писать бизнес модель для тиражирования. Если такой возможности нет, то и франчайзинг бессмыленен. Об аспектах франчайзирования и дубликативном потенциале бренда я говорил еще в первой свой книге 2007 года.

9.      Чему нашим бизнесменам можно научиться у международного франчайзингового рынка? 

Стандартам, технологиям, навыкам ведения бизнеса и управления брендами, создания брендовой легенды, матрицы, в интегрировании в мировое пространство  и многое другое. Но повторюсь, сегодня наши предприниматели имеют достаточный потенциал, чтобы обходиться уже без тотального импорта иностранных франшиз.

10.  В перспективе казахстанского рынка - будущее только за франчайзингом?

Рынка чего? Если франчайзинга - то да. Но пока, франчайзинг занимает не более 1% ВВП. И о его большой популярности говорить не приходится.

 

11.  Покупка франшизы выглядит заманчиво. Неужели все так гладко и нет никаких подводных камней?

Конечно, как и любой бизнесе во франчайзинге очень много под водных камней. Но плюсов во франшизе больше, поэтому предприниматели и предпочитают франчайзинг. Список подводных камней можно посвятить отдельную публикацию

 

12.  Как можно застраховаться от покупки псевдофраншизы?

Мы поэтому и создали франчайзинговый реестр, чтобы предприниматели могли посмотреть список франшиз, которым можно доверять и которые не замечены в неэтичном поведении.

Но не все компании присутствуют в реестре. И особенно, если компания иностранная.

Если франшиза американская, то там действует формуляр UFOC –документ раскрытия информации, которая обязывает любого франчайзера раскрывать всю информацию перед покупателем согласно закону.

Если же франшиза покупается в другой стране, то  сегодня мы живем открытом информационном  обществе. Поэтому,  достаточно легко проследить любую компанию, если она давно присутствует на рынке.

Но Интернет сегодня заполнен горячими предложениями франшиз. Согласно моему опыту, мегабренды А, как правило, берегут свою репутацию и не агрессивно рекламируют свои франшизу. За хорошими франшизами стоят в очереди и не всем они дают свои права. То есть им легче потерять прибыль, но не репутацию.

Поэтому, когда франшиза агрессивно пытается впихнуть свою франшизу, особенно используя информационные технологии, это всегда настораживает.

Как правило, это новые франшизы, задача которых продать много франшиз за короткий период.

Конечно, это не значит что все они мошеннические или неэтичные. Возможно, хоть франшиза и новая, но технология настолько интересная, что идея развивается очень быстро.

Не все франшизы классически имеют успешный период прохождения кризисов и вообще достаточную историю развитию

Поэтому, если франшиза новая. То желательно познакомиться с другими участниками сети. Уверенная в себе франшиза сама предоставляет информацию об действующих франчайзи сети. И если существующая в сети франчайзи успешно работает достаточно долго, то это придает уверенности.

Также нужно посмотреть как много времени франчайзинг работает. Просчитать бизнес модель. Рынок. Запросить информацию. Встретиться с экспертами.

13.  Предлагаю поговорить о другого рода рисках. Когда крупные франчайзинговые сети приходят в регионы, есть ли риск быть непонятым с точки зрения образа жизни крупных городов и регионов? Допустим, привычный для Алматы и Астаны формат кофейни далеко не всегда востребован в небольших городах…

Когда то кофейни и для Алматы и Астаны не были привычны. И регионы давно уже привыкли к кофейням. Более того, сегодня идет общая универсализация региона и они уже мало чем отличаются от мегаполисов. К примеру, недавно я был в Кызылорде и увидел там прекрасную сеть кофеен местную по происхождению. Эта кофейня отвечает всем международным стандартам как по дизайну и интерьеру, так и по технологии  стандартам. Это уже  готовая франшиза по характеристикам. Поэтому, сегодня в регионе уже много кофеен. И этим никого не удивишь. И пресловутый привычный образ жизни регионов уже  мало отличается от мегаполисов. Другое дело, что международные сети не так торопятся туда, но это вопрос времени.

14.   Как сегодня обстоят дела с выходом на внешние рынки? Есть ли у наших франшиз шанс изменить культуру потребления за рубежом, как в свое время в Казахстане ее меняли, например, западные фаст-фуд сети?

 

Да, наши франшизы выходят за границу. Но это пока единичные случаи. А говорить о том, чтобы мы меняли культуры питания за рубежом – пока на грани фантастики. Наша кухня очень трудна в плане форматирования. Она дорогостоящая. В отличие от демократичных фастфудов. Но я анализирую монгольские рестораны по миру, которые   сегодня пропагандируют кухню номадов по всему миру. Распространение чайханы и ресторанов плова. Они очень бурно растут в количестве и завоевывают рынки. И у них получается если не менять, то хотя бы показать другую кухню. За рубежом на выставках всегда спрашивают – а что у вас есть? Какие  интересные концепции франшиз?

Но пока мы мало что можем предложить. Но я уже вижу алматинские рестораны, у которых есть шанс выйти на внешние рынки. А наша ассоциация всегда рада помочь.