Вопросы журналиста Антона Морозова

Возьмем новости франчайзинга: российские бренды Carlo Pazolini, Kira Plastinina и Centro уходят с украинского рынка; сеть супермаркетов SPAR закрывает все свои точки в Бурятии; «Техносила» купила контрольный пакет акций «Эльдорадо»; российское интернет-издание The Village запускает франшизу для продажи в крупных городах. География, в основном, европейская. А про Казахстан ни слова. Неужели у нас с франчайзингом все настолько печально?
Конечно же, уровень информационных поводов России и Казахстана не сравнить. И Россия сегодня один из мировых центров развития франчайзинга. Поэтом неудивительно, что какие то события постоянно происходят в России. Но тем не менее, у нас тоже есть информационные поводы. И сказать что у нас ничего происходит, нельзя. Например вот ряд информационных поводов этого года:
- Приход Макдональдс;
- Создание франчайзинговой программы кредитования Даму;
- Подписание меморандумов с Кызылординской и Актюбинской области;
- Возможный выход
А также ряд местных новостей как например выход франшизы сетей Сункар в Россию, запуск франшизы казахстанского бренда Сереброф, открытие дополнительных точек сети Мимиорики, прохождение выставки и форума впервые в Астане в рамках форума СВМДа и многое другое.
Другое дело, что СМИ не так часто освещают их. Но это дело выбора редакции
Мы привыкли, что франшиза это «Coca Cola», «Carrefour», «Магнум» и прочие гиганты. А есть ли франшизы не для миллиардеров? Можно конкретный кейс?
Конечно. Да, как правильно замечено, сегодня франчайзинг ассоциируется с бизнесом миллиардеров. Сами сети стали крупнейшими предприятиями с миллиардными оборотами. А ряд из них входит в листинг Нью Йоркской фондовой биржи.
И неудивительно, что и в Казахстане, как и в России известными международными франчайзинговыми брендами оперируют крупные компании – операторы, в пакете которых, как правило, много и других брендов.
Но по своей философии и структуре франчайзинг является бизнесом малых предпринимателей. Крупные компании управляют сетью из мелких магазинов. А в большинстве своем сектор представлен именно малыми и средними предпринимателями. И даже превращаясь в большую корпорацию, они не представлять из себя сетью небольших торговых точек.
В частности наши члены и есть такие представители взять любой из них. Это не крупные сети. Например бренд Ред Драгон. Перекус центр, Пчелкин, Жас Кеменгер, Сереброф, Айкуне – это не крупные компании.
Из чего складывается стоимость франшизы?
Каждая франшиза индивидуальна. Стоимость франшиз разнятся и по секторам.
Стоимость франшизы складывается из нескольких составляющих:
- Стоимость поставок, компонентов, товара ;
- Стоимость оборудования;
- Паушального взноса.
Паушальный взнос – это плата за лицензию. Цена за разрешение работать с данным брендом на какой территории.
Другими словами – стоимость аренды товарного знака.
Конечно, это расходы, которые вычитаются из стоимости основного инвестирования. А в стоимость открытия точки, помимо платы за бренд, входят и другие расходы, как например аренда, зарплата, транспорт и многое другое.
Во взаимные платежи могут входить и другие платежи:
- Роялти;
- Маркетинговые взносы;
- Плата за тренинг и обучения;
- Плата за использование программных продуктов и т.д.
Это примерные классические схемы. Но в реальности сегодня много различных схем, из которых складывается франшиза.
Базовая стоимость франшизы – это все таки торговая марка и НМА ( нематериальные активы- товарный знак, ноухау, гудвил, технологии, патенты и т.д).
Во сколько обходится открытие бизнеса в целом?
Опять же, каждый бизнес индивидуален. Есть бизнес и в 10 000 у.е. а есть и в более чем миллион. Все зависит от уровня инвестиций.
Возьмем к примеру открытие ресторана по франшизе.
Стоимость паушального взноса – 40 000 у.е. ( условно).
Роялти – 10 %
Стоимость оборудования – 50 000 у.е. (усредненный вариант, ведь можно взять и дешевле и дороже)
Стоимость аренды недвижимости – 3 000 у.е. ( опять же, в зависимости от вида бизнеса и расположения)
К этому прибавить налоги, зарплату, транспорт и другие расходы, то получится за год предприниматель должен вложить около 200 000 у.е..
Если же речь идет о небольшой гамбургерной или пиццерии, то расходы ниже.
А если говорить о франшизах, к примеру, образования, то там стоимость ниже. Как и в сервисных франшизах. Платится паушальный взнос (обычно небольшой – 5-10 000 у.е.), ежемесячные роялти (6-10%) , и расходы на содержание офиса и зарплату. В итоге предприниматель стоимость может уложиться в 15 – 20 000 у.е.
Есть франшизы и без паушального взноса, или наоборот без роялти.
Все зависит от политики обладателя бренда.
Издание Entrepreneur опубликовало 500 лучших франшиз на 2016 год, которые показали хорошие результаты. Какие сегменты франчайзи-бизнеса сейчас наиболее перспективны в нашей стране? Насколько они соответствуют экономическим планам государства?
В нашей стране, впрочем, как и в мире, популярны такие сегменты франшиз, как фаст фуд, фейшн, ритейл, инновации, а также – набирающий оборот сегодня – сегмент детских товаров и услуг.
Не все из них - подпадают в приоритетные отрасли Дорожной карты развития бизнеса государства.
По моему личному мнению, франчайзинг целиком должен быть в Дорожной Карте. Потому что франчайзинг сам по себе стратегический сектор. Франчайзинг – прозрачный бизнес, с повышенным требованием к стандартам, усиливающим взаимодействие между регионами и приоритетен для экономики. И конечно, для франчайзингового сектора было бы выгодным включение в приоритетность Дорожной Карты бизнеса.
Каковы особенности развития франчайзинга в Казахстане?
Основной особенностью казахстанского рынка франчайзинга является сублицензионность сектора. Мировые франчайзинговые бренды приходят в Казахстан через третьи страны. В частности это Турция или Россия, бывает даже через арабские страны. В большинстве своем франчайзинговый трафик идет через Россию. Это конечно в первую очередь связано с георграфическими особенностями нашей страны и плотностью населения.
Немного геоэкономики. Мы находимся между Россией и Китаем. Наше местоположение как-то сказывается на рынке франчайзинга?
Эти два вопроса можно объединить. Основная особенность – это география. Да, мы находимся между крупными игроками. А это оказывает свою роль. Также, как я и говорил, у нас низкая плотность населения и большие расстояния, что тоже влияет на рынок.
Государство и франчайзинг – каковы их взаимоотношения? Что бизнесмены ждут от государства больше: помощи или невмешательства?
Не все страны активно поддерживают франчайзинг. Конечно, поддержка франчайзинга идет через стимулирование МСБ как таковой. Но страны с развитым франчайзинговым сектором являются и лидерами в мировой экономике. Как, например, США, Япония, Китай, Франция. В этих странах франчайзингу уделяется большое внимание. Также и в Казахстане государство начинает понимать важность франчайзинга для МСБ. Есть программа кредитования франчайзинга Даму. Есть даже закон о франчайзинге, где достаточно структурированно прописываются основные правовые дефиниции комплекса предпринимательской лицензии ( согласно закону).
Но Закон о франчайзинге присутствует не во всех странах. Он гармонично описывается и другими законами. И дело даже не в нем. А в преференциях, а вернее – в программах. Наиболее широкий спектр поддержки франчайзинга присутствует в США. Это и возможность финансирования франчайзинга пенсионной программой 401(k), поддержка через фонды развития, ветеранскими организациями и многими другими.
Но если анализировать другие страны, где нет такой мощной поддержки, то заметно, что влияние государства на развитие сектора очень важно. Поэтому хочу заметить, что среди стран СНГ в Казахстане достаточно большое внимание уделяется вопросам развития франчайзинга.
За рубежом принято развивать бизнес по франшизе в таких отраслях, как b2b-услуги и ЖКХ. А почему этого нет у нас?
Би то би постепенно развивается, но ЖКХ – пока не очень развитый сектор в франчайзинговом отношении. ЖКХ франшизы только начинают развитие в России. А мы, так или иначе, ориентированы на рынок РФ, поэтому развитие этих франшиз стоит ждать в ближайшее время. Сам рынок ЖКх у нас настолько проблемный, что трудно говорить вообще о ГЧП, не то, чтобы говорить о франшизе. Но этот сектор требует отработанных технологий и прихода франшиз и думаю в этом году будет прорыв.
Допустим, обычный казахстанец непосильным трудом нажил $10 000 и он готов рискнуть, открыв свое дело. С чего ему начать? Куда двигаться?
- Определиться с сегментом.
- Рассчитать бизнес модель
- Рассчитать бюджет. С таким бюджетом возможно придется брать дополнительное финансирование.
- Найти франшизы, которые не требуют больших инвестиций
- Изучить франшизы на предмет уместности бизнеса к данной территории.
- Просмотреть историю ( банкротства, этика ведения бизнеса и т.д.)
- Посмотреть условия франчайзингового договора
Универсальных рецептов не бывает, но хочется заметить, что франшиза – не магия, и везде нужно досконально изучить предмет и уделять много внимания развитию бизнеса ( то есть много работать)
- Купить франшизу
- Зарегистрировать интеллектуальные права в Минюсте и в доменном пространстве
- Обратиться в ассоциацию франчайзинга и стать членом;
Предполагает ли покупка франшизы какие-либо рекомендации по набору/управлению персоналом?
Да, это базовый принцип франшизы, который заключен в ключевом инструменте франшизы - фрачнайзинговом пакете.
Помимо этого в пакете могут быть куча и других инструкций и тренингов.
Каким вы видите будущее франчайзинга в Казахстане?
В целом – позитивно. Сектор франчайзинга пока не заполнен. Крупные игроки только прибывают. И следующий этап – рост казахстанского франчайзинга на основе национальных брендов.
На франчайзинг будет оказывать влияние макро и микроэкономика.
Ситуация у соседей и в самой стране. И конечно – цены на нефть и курс национальной валюты. И конечно – выполнение стратегических программ по развитию экономики. От чего исходят и другие факторы как уровень потребления и покупательская способность.
НО в целом, сектор франчайзинга развивается достаточно интенсивно. И верю в позитивное развитие сектора.