Публикация для авторской колонки для журнала «Форбс» от 2013 год
Меня часто спрашивают – почему у нас нет Макдональдса? Между тем, работа по привлению как Макдональдс, так и Сабвэй, Старбакс и др. мегабрендов ведется вот уже на протяжении более десяти лет. Каждый год эти, и другие бренды из списка Franchise-500 , получают много заявок от казахстанских франчайзеров. Переговоры с компаниями такого уровня – сложный процесс, требующее большого напряжения, высокого профессионализма, знания мировых тенденций, терпения и много времени. Инвестиционные возможности играют не самую главную роль. И если мы видим, что в Казахстан заходит бренд из топового списка через местного франчайзи, это свидетельствует об колоссальной работе, проделанной отечественным бизнесменом.
Бурный рост франчайзингового сектора в Казахстане за последние годы показал, что инфраструктура не готова. Мы можем продвигать страну в качестве идеального места для инвестиций, но некоторые аспекты создают барьеры полноценного развития сектора. До сих пор у нас не хватает соответствующих торговых площадей для брендировной розницы, дефицит качественного номерного фонда для гостиничных сетей, отсутствие некоторых стандартов для производственной франшизы, а также - плохая логистика и уровень транспортных решений, отсутствие составляющих и компонентов, и многое другое, что мешает приходу крупнейших франчайзинговых брендов в Казахстан.
Но есть и позитивные стороны в развитии сектора. Казахстанские бренды научились ценить бренд, формировать его и наделять дополнительными качествами. Если раньше, бизнесмены даже не удосуживались зарегистрировать товарный знак, то сегодня, каждый год в патентное ведомство поступают тысячи заявок на регистрацию интеллектуальной собственности.
Казахстанский сектор франчайзинга увеличивается в среднем на 10-12% в год. Несмотря на кризис, сектор показывает стабильный прирост с 2002 года. Только за 2012 год открылись десятки новых франчайзинговых точек. На сегодняшний день в стране работают около 450 франчайзинговых систем, количество участников сети - от 1 до 10.
Наибольшая емкосся тренд ть рынка обеспечивается за счет крупных брендов, таких как гостиничный или ритейл бизнес. Но рынок так называемых «малых франшиз» с небольшой стоимостью входа тоже набирает обороты.
В первую очередь, рост объясняется ростом экономики, и общим расширением потребительского сектора. Также, сектор франчайзинга по экспертным оценкам заполнен на 20%, что тоже показывает потенциал для дальнейшего роста.
Хотелось бы обозначить ряд трендов, которые будут актуальны на рынке франчайзинга в ближайшее время:
Если раньше на рынке превалировали американские бренды, то сегодня лидерство перешло на российские по происхождению франчайзинговые системы;
В первую очередь казахстанских покупателей франшиз интересует ритейл, в частности – т.н. сегмент модной одежды и обуви. Но брендированный ресторанный сегмент, куда входит стрит фуд, фастфуд, кафе, ресторанные концепции и т.д. формируется достаточно быстрыми темпами. Сектор пополняется как иностранными, так и отечественными франшизами. Но демократичные форматы общепита все еще дефицит;
Сегмент детских услуг и товаров растет как за границей, так и на казахстанском рынке;
Ряд сегментов, таких как автоуслуги, логистика, придорожная инфраструктура, фитнес центры, здоровое питание и медицинские услуги будут расти в ближайшее время, так как тенденция перехода от т.н. «No name» к брендам очевидна;
Все больше казахстанских франшиз осваивают иностранные рынки. Это и модельеры, рестораторы, а также решения в области финансов и логистики;
Социальные франшизы получают свою нишу на рынке. К социальным франшизам относятся как франшизы, ориентированные на социально-уязвимые слои, так и недорогие франшизы, позволяющие решать проблемы занятости сектора.
Польза развитого франчайзингового сектора сегодня не требует каких-то доказательств, об этом свидетельствует опыт развитых странах, где франчайзинг стал индикатором успешной экономики. Но следует заметить, что франчайзинг не является решением всех проблем предпринимателя, и не каждый проект априори может быть успешным и выгодным. Несомненно, иностранные франшизы, имеющие многолетний опыт и историю развития, являются выгодным для предпринимателя. Но каждый случай индивидуален, и работа с лицензиаром с высокими франчайзинговыми платежами не всегда является прибыльной, а в некоторых случаях выгодней открывать собственную сеть. В целом, для экономики выгодным является не импорт товаров, а трансфер инноваций и технологий, и в этом отношении наиболее полезным можно считать т.н. «инно-франчайзинг», позволяющий создавать интеллектуальный продукт, а не импортировать его.